Джон Роберт Фаулз (John Robert Fowles; 31.03.1926 — 5.11.2005) — английский писатель, эссеист, сценарист, литературный критик. Первый роман Фаулза "Коллекционер" (1963) сделал его имя всемирно известным. Позже вышли "Волхв" (1965) и "Любовница французского лейтенанта"( 1969). Эти романы Фаулза посвящены экзистенциальным проблемам - проблеме человеческой свободы (ее природы, пределы и связанное с нею чувство ответственности), противостоянию человека и общества, одиночества и любви. Герои его произведений - нонконформисты, пытающиеся себя реализовать в рамках конформистского общества.
#
"Я есть" означает "меня не было", "меня могло не быть", "меня может не быть", "меня не будет"
#
Многие современные философы заявляют, что утверждения, которые не поддаются проверке, с научной точки зрения бессмысленны; но я не могу согласиться с тем, что философия является или когда-либо станет всего лишь наукой
#
Если мы задаём достаточно глубокие вопросы, наступает момент, когда ответы, если они могут быть даны, убивают
#
Функция смерти заключается в том, чтобы сделать жизнь напряжённее
#
Наше существование стоит того именно потому, что его ценность и срок - то есть качество и продолжительность - столь же неотделимы друг от друга, как время и пространство в релятивистской математике
#
Чем более абсолютной представляется смерть, тем более подлинной становится жизнь
#
Смерть вмещает меня в себе, подобно тому, как вмещает меня в себе моя кожа. Не будь смерти, я не был бы тем, чем я есть. Смерть - это не зловещая дверь, к которой я не спеша направляюсь, это само моё движение к ней
#
Все мы неудачники; все мы умрём
#
Никто не хочет быть никем. Все наши поступки частично направлены на то, чтобы заполнить или замаскировать пустоту, которую мы ощущаем внутри
#
Мы можем спорить о степени свободы воли, которой обладает тот или иной человек; но отказывать в ней всему человечеству - всё равно что задавать великий вопрос о том, почему не все из нас бандиты или почему мы способны на беспристрастный выбор
#
Мир иррациональных поступков не может послужить основой для создания мира абсолютной свободы, поскольку для людей анархия тождественна свободе только в том случае, когда анархии хотят все
#
Свобода воли напрямую связана со свободой условий жизни
#
Животные обладают сильной волей; они пытаются делать всё, что хотят. Они просто неспособны сдержаться, когда им чего-нибудь хочется. На этом мы их и ловим. Слабая воля смазывает и предохраняет машину человеческого общества.
#
Добро - это не намерение действовать, а само действие
#
Бездействие - тоже действие. Я - это не только то, что я делаю, но и то, чего я не делаю. Отказ действовать зачастую равносилен немотивированному поступку, основная цель которого - доказать, что я свободен
#
Величайшее заблуждение политической тирании всегда состояло в том, что тиран считался свободным, а его подданные - рабами; на самом деле тиран - раб собственного порабощения и жертва своей же тирании
#
Обычно в наших мыслях о собственной смерти нет ничего болезненного; напротив, это один из самых простых способов убедиться в том, что мы живы
#
Быть человеком или человеческим учреждением - всё равно что ходить по канату. Нужно сохранять равновесие и двигаться дальше
#
Эволюция изменяется для того, чтобы оставаться прежней; но мы изменяемся для того, чтобы стать другими
#
Быть - значит соединяться, и чем выше уровень бытия, тем теснее соединение
#
Нет ни искупления, ни отпущения грехов; грех не имеет цены. Его нельзя выкупить обратно, пока не будет выкуплено обратно само время
#
Свобода воли развивается исключительно благодаря упражнениям. Однако такое упражнение возможно только в обществе; выбирать устранение от общества - значит устраняться от самого выбора. Если я прыгну с высотного здания, я докажу, что умею прыгать; но ведь я именно тот человек, который больше всего нуждается в этом доказательстве. Доказательство бессмысленно, если я не в состоянии его применить. Зачем доказывать теорему Пифагора трупу?
#
Христианин говорит: "Если бы все были добрыми, все стали бы счастливы". Социалист говорит: "Если бы все были счастливы, все стали бы добрыми". Фашист говорит: "Если бы все подчинялись государству, все были бы счастливы и добры". Лама говорит: "Если бы все были подобны мне, счастье и добро не имели бы значения". Гуманист говорит: "Счастье и добро нужно тщательно проанализировать". Последнее мнение наименее спорно
#
Для меня невозможно отвергнуть экзистенциализм, хотя возможно отвергнуть тот или иной экзистенциальный поступок. Экзистенциализм - это не философия, а способ рассмотрения и использования других философий. Это теория относительности посреди теорий абсолютной истинности
#
Большинству людей доставляет удовольствие приспосабливаться и принадлежать; экзистенциализм явно не подходит для политической или общественной подрывной деятельности; поскольку он не способен на организованное догматическое сопротивление или его формулирование. Он способен только на сопротивление одного человека; на одно личное выражение взглядов, такое, как эта книга
#
Основной фактор эволюционного выживания - познание самого себя
#
Зрелость - это не годы, а состояние познания самого себя
#
761 Мы должны учить не тому, как приспосабливаться (общество учит этому автоматически), а тому, как и когда этого делать не нужно
#
Меня окружают люди, не сделавшие – в этом смысле – собственного выбора: они позволили себе быть выбранными. Кого-то из них выбрали деньги, кого-то символы высокого положения в обществе, кого-то работа; и я не знаю, на кого из них грустнее смотреть – на того, кто понимает, что не сам выбрал, или на того, кто не понимает. Вот почему я почти всегда чувствую себя отделённым от большинства других людей, просто изолированным. Временами я даже рад этому
#
Всякое страдание есть зло. Оно может быть необходимо, но коренная суть его от этого не меняется
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий