Самоделкино.: Почему мы так говорим?

пятница, 2 июля 2010 г.

Почему мы так говорим?

«Делать из мухи слона»


Цитата из сатирического произведения «Похвала мухе», принадлежащего перу греческого писателя Лукиана.
«Зарыть талант в землю»


Берет свое начало в евангельской притче о том, как некий человек, уезжая, поручил трем рабам охранять свое имущество. Одному он дал пять талантов, другому – два, третьему – один. Рабы, которым он вручил пять и два таланта, отдали их в долг под проценты. А раб, получивший один талант, закопал его в землю.

Вернувшись домой, хозяин потребовал у рабов отчета. Получивший пять талантов, отдал хозяину десять, получивший два – четыре. Хозяин их похвалил. Раб же, получивший один талант, сказал, что зарыл его в землю. «Лукавый и ленивый раб!, – сказал ему хозяин. – Ты должен был отдать мое серебро в рост, и тогда я получил бы его с прибылью!».

Словом «талант» вначале называлась древнегреческая денежная единица. Позднее же это слово стало синонимом высокой одаренности в какой-нибудь области. А выражение «зарыть талант в землю» стало употребляться в значении «пренебрегать способностями, не развивать их».
«Вето, право вето, налагать вето»


По латыни «вето» означает «запрещаю». Юридическая практика наложения вето (то есть – запрета на какое-либо решение) берет свое начало со времен Римской республики. Народные трибуны, которые являлись представителями плебса, обладали правом налагать вето на решения сената и магистратов.
«Дамоклов меч»


Выражение обозначает постоянную опасность при видимом счастье и благополучии. Источником его является древнегреческое предание, приведенное в сочинении Цицерона «Тускуланские беседы». В предании рассказывается о том, как Дамокл, будучи фаворитом сиракузского тирана Дионисия Старшего, считал его самым счастливым из людей и очень ему завидовал.

Тогда Дионисий предложил Дамоклу на один день занять свой престол. На пиру Дамокл с ужасом заметил над своей головой острый меч, подвешенный на тонком конском волосе. И Дионисий объяснил ему, что меч символизирует те опасности, которым он постоянно подвергается как властитель, несмотря на кажущееся благополучие.
«Корень зла»


Выражение взято из Библии, из Книги Иова. Употребляется в смысле: причина каких-либо бед, несчастий и т. п.
«Квасной патриотизм»


Это выражение впервые применил П. А. Вяземский. Употребляется в ироническом смысле и подразумевает тупую, заскорузлую приверженность отжившим и нелепым «традициям» национального быта и столь же тупое и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, «не нашего».
«Головотяпы, головотяпство»


Употребляется применительно к ленивым, бестолковым и неумелым работникам. Это слово издавна встречалось в народной речи, но особенно широкое распространение получило после его применения Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города» в главе «О корени происхождения глуповцев».
-------------
Книги Удмуртии доступны в России и не только! Смотрите ссылку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий